Требование закона открывать счет в банке при личном визите — это благо

Источник: Bankir.ru, 15.07.2016

Весь мир стремительно движется в сторону упрощения открытия счета в банке. Теперь во многих странах счета можно открывать через интернет, например, используя видеочат или звонок по Skype. Но такая легкость имеет и свою обратную строну —банки стали плохо знать своих клиентов. Поэтому они часто нарушают требования глобального законодательства, требующего борьбы с легализацией криминальных денег.

Где найти баланс между требованиями организаций, чтобы банки становились преградами на пути финансирования терроризма, и упрощением открытия счета для физических лиц и компаний? Этому вопросу была посвящена сессия «Усиление комплаенс-контроля. Зачем нам знать своего клиента?», состоявшаяся в ходе XXI Санкт-Петербургской международной банковской конференции 15 июля 2016 года.

У банков США сформировался условный рефлекс — если банк «обжегся» на вашем клиенте и заплатил за это штраф, то он может сказать: «Я больше с этим банком из этой страны работать не буду», сообщила вице-президент Bank of New York Mellon Наталия Михалева. По ее словам, Россия — страна с очень высоким риском по градации FATCA. Поэтому российские банки должны понимать, что, допустив всего лишь три ошибки в вопросе идентификации клиентов и оставив запрос из США без ответа, банк может быть отключен от расчетов через корреспондентские счета в банках США. «А вот вернуться на рынок расчетов в долларах США очень сложно. Если уж вы играете на этом поле, соблюдайте правила»,— указывает Наталия Михалева.

Российские банки должны понимать, что, допустив всего лишь три ошибки в вопросе идентификации клиентов и оставив запрос из США без ответа, банк может быть отключен от расчетов через корреспондентские счета в банках США.

Старший менеджер компании КПМГ Фарух Абдулахханов напомнил, что 12 мая 2016 года Россия подписала многосторонне соглашение об обмене информацией с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая, по сути, является мировым аналогом FATCA. Первый обмен информации между ОЭСР и Россией будет произведен в 2018 году. Компетентным органом в России по соблюдению требований соглашения будет ФНС. Поэтому необходимо сделать на базе ФНС портал, где и банки и их клиенты будут учиться понимать, почему банк требует от клиента некие документы и как их надо предоставить.

Единая система идентификации нужна клиенту. Нужна ли она банку? Ничто человеческое банкирам не чуждо. Банкиры любят и помечтать. Но они, как правило, неудачные мечтатели. То ли мечтают не о том, то ли сразу хотят слишком многого. Но факт налицо — мечты банкиров редко сбываются.

Недавние новые требования Центробанка изменили понимание того, как банк может открывать счет юридическому лицу, отметила руководитель блока «Правовой» Промсвязьбанка Лариса Валуева. Теперь понятие «представитель» от банка — это лицо, подписывающее договор, а от клиента — это лицо, распоряжающееся счетом. Поэтому легитимность открытия счета через курьера банка, даже если у него есть доверенность о том, что он уполномочен банком на совершение действия от имени банка, находится под вопросом, сообщила Валуева. По ее словам, открытие счетов для юридических лиц в ближайшее время усложнится, и не факт, что банки не станут требовать визита в банк руководителя юридического лица ходя бы единожды, как раз при открытии счета. Или надо в корне менять работу курьеров банка, чтобы у них были полномочия по идентификации клиента.

Открытие счетов для юридических лиц в ближайшее время усложнится, и не факт, что банки не станут требовать визита в банк руководителя юридического лица ходя бы единожды, как раз при открытии счета.

Как считает Наталия Михалева, это благо, что в России есть требование, что физическое лицо само должно приходить в банк с паспортом, в котором даже указано место его регистрации. Для упрощения операций с американскими банками — это благо, подчеркнула она.

В Российском законодательстве есть требование — присутствие клиента при открытии счета для идентификации клиента. Сейчас законодатель движется в ту сторону, что при открытии повторного счета клиент может не присутствовать в банке, напомнила Лариса Валуева.

Она также отметила, что банки должны учитывать новый порядок обмена информацией, то есть уведомлять ЦБ и другие банки о случаях отказа в заключении договора с клиентом и о расторжении договора. Но есть тенденция на развитие документооборота с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. «До такого состояния дел, что банк, посмотрев человека через интернет на мониторе, на 100% убежден, что это он, и легко открывает ему счет — до этого наше законодателю еще далеко»,— уверена Валуева. 


Вернуться ко всем новостям